КОНСПЕКТ
интегрированного занятия для детей второй младшей группы № 5 на тему:
«Матрешки»
Автор-составитель:
воспитатель МДОУ –
д/с № 58 «Радость»
Медянкина О.В.
2011 г.
Цель: знакомство детей с русской народной игрушкой.
Программное содержание:
- познакомить детей с устройством русской избы и русской народной игрушкой – матрешкой (внешний вид, устройство, из какого материала сделана);
- закреплять умение детей сравнивать предметы по величине (большой – маленький);
- формировать умение выделять (интонировать) звуки речи;
- развивать слуховое внимание;
- закреплять умение узнавать и называть основные цвета;
- активизировать в речи детей слова, характеризующие сказочных животных;
- развивать умение говорить полными предложениями;
- формировать навык выполнения аппликации;
- развивать воображение;
- поддерживать у детей на протяжении занятия положительные эмоции;
- воспитывать активность, инициативность, чувство товарищества.
Оборудование:
предметы для оформления интерьера русской избы, деревья березка и елка; русский народный костюм для взрослого; игрушка матрешка, лесенка, обруч с лентами, иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» и «Заячья избушка», игрушка лиса, платочки, балалайки для всех детей; наборы для выполнения аппликации на каждого ребенка; фонограмма «Сказочная музыка».
Предварительная работа:
- чтение русских народных сказок;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и иллюстраций с изображением изделий народных промыслов;
- разучивание песенки, потешек;
- проведение занятий по аппликации.
Ход занятия
Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме) встречает детей в группе, оборудованной в стиле русской избы, рассаживает детей по лавочкам, напевает потешку.
Катя, катя, маленька,
Катенька удаленька.
Пойди, катя, горенкой,
Топни, катя ноженькой.
Хлопни, Катя, в ладушки:
Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
Дети вместе с хозяйкой рассматривают предметы в избе.
Хозяйка: Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки!
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Хозяйка достает большую матрешку, все рассматривают ее. Матрешка здоровается с детьми и рассказывает им свой секрет:
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
Хозяйка: Давайте поздороваемся с матрешкой. Посмотрите, какая она нарядная, какой у нее красивый сарафан, яркий платочек, красные щечки. Из какого материала сделана матрешка? Верно, из дерева. Значит, она какая? Верно, деревянная. Матрешка эта с секретом, любит пошутить, повеселиться. Живет она вот на этой музыкальной лесенке. И живет не одна, а со своими сестричками. Сестрички, а-у? Где вы? Спрятались. А вот мы их сейчас найдем (открывает матрешку, ставит фигурки по порядку на лестницу). У каждой матрешки свой голосок, своя песенка. Эта матрешка, она какая по размеру? Верно, большая, и голосок у нее низкий, грубоватый. А эта – какая по размеру, самая?.. Верно, самая маленькая. Голосок у нее звонкий, тонкий.
Дети вместе с воспитателем пропевают песенку каждой матрешки.
Хозяйка: Посмотрите, что вам матрешка принесла в подарок – карусель. Карусель красивая. Ходила матрешка на ярмарку, каталась там на карусели. Весело на каруселях! Вот и принесла вам ее в подарок – покататься! Берите каждый по ленточке и слушайте внимательно.
Дети встают и выходят на ковер.
Подвижная игра «Карусели». Дети идут по кругу, держась за ленточки, в соответствии с текстом:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише – не спешите,
Карусель остановите.
Игра повторяется 2-3 раза.
Хозяйка: Какого цвета ленточку вы держите в руках?
Ответы детей.
Хозяйка: Ребята, а вы хотите совершить путешествие по волшебной удивительной стране «Сказка»?
Один, и два, и пять, и восемь,
В сказку всех мы переносим.
Пока хозяйка колдует, дети под звучание музыки кружатся на месте.
Хозяйка: Вот мы и попали в волшебную страну. Давайте погуляем по ней.
Под фонограмму песни «Волшебный цветок» дети встают друг за другом и идут по группе змейкой за воспитателем.
Хозяйка: Ребята, посмотрите, мы очутились с вами на волшебной поляне. Как здесь красиво!
Дети подходят к березке, под которой стоит матрешка, а рядом с ней лежат иллюстрации к сказке «Маша и медведь».
Хозяюшка: Ребята, здесь картинки какие-то лежат (поднимает и показывает их детям). Из какой сказки этот медведь?
Дети: Сказка «Маша и медведь».
Хозяйка: Молодцы, отгадали. Как Машенька из сказки «Маша и медведь» нашла дорогу домой?
Ответы детей: Напекла пирогов, забралась в короб, медведь принес ее домой к бабушке и дедушке.
Хозяйка: Что говорила Маша, когда медведь садился на пенек отдохнуть?
Дети: Не садись на пенек, не ешь пирожок.
Хозяйка: Как еще в других сказках называют медведя?
Дети: Косолапый, топотун, Михайло Иванович.
Дети подходят к елке, под которой стоит игрушка-лиса.
Хозяйка: Ребята, посмотрите-ка, лиса – всему миру краса. И хвостик у нее пушистый, и мордочка остренькая… Ну, точь-в-точь лисичка из сказки «Заюшкина избушка». Напомните мне, пожалуйста, кто из зверей приходил гнать лису?
Дети: Собака, медведь, осел, петух, баран.
Хозяйка: А что лиса отвечала им?
Дети: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Хозяйка: Что сказал Петушок лисе?
Дети: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах
В красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
слезай, Лиса, с печи.
Хозяйка: В какой сказке еще есть лиса?
Дети: «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «теремок», «Лисичка сестричка и серый волк».
Хозяйка: А какая лиса в сказках?
Дети: Хитрая, плутовка, обманщица.
Хозяйка: Что-то засиделись мы на поляне, пора в детский сад возвращаться. Только вот одно условие: внимательно слушайте музыку и выполняйте движения, а то не попадем обратно.
Дети под спокойную музыку идут по кругу, Хозяюшка загадывает загадки про волка. Зайца, лису, медведя, дети выполняют движения, изображая этих животных.
Хозяйка: Вот мы и вернулись в детский сад. Посмотрите. Пока мы путешествовали по волшебной стране «Сказка», матрешки заскучали, давайте их развеселим, подарим им подвижную игрушку «Матрешки на качелях». В кармашки-сиденья посадите матрешек и покачайте их.
Дети подходят к столам и выполняют аппликацию.
Хозяйка: Очень понравились матрешкам подарки и они приготовили вам сюрприз. Матрешки сходили на ярмарку и принесли яркие платочки и звонкие балалайки.
Воспитатель раздает мальчикам балалайки, девочкам платочки.
Девочки произносят слова: «Вправо, влево, повернись, и в матрешек превратись!»
Под фонограмму Т.Морозовой «Балалайка» дети исполняют импровизированный танец.
Хозяйка: Как вы дружно танцевали. Так же дружат и матрешки друг с другом, они никогда не ссорятся. И вы, ребята, не ссорьтесь, не обижайте друг друга.