Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми старшей группы № 12
по реализации образовательных областей «Познание», «Социализация»;
тема «Свойства воды»
Автор-составитель:
воспитатель
Ракитина Т.Н.
февраль 2012 г.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода-растворитель;
- объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке;
- дать элементарные представления о процессе фильтрации.
- формировать навыки проведения лабораторных опытов
- закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой – стаканчиками, палочками
- формировать умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом меры безопасности.
Развивающие задачи:
- обогащать и активизировать словарь детей;
Воспитательные задачи:
- развивать социальные навыки – умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
- прививать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтровальная бумага; вещества – мука, сахарный песок, соль, травяной настой календулы, ромашки, настой мяты, растительное масло; фотографии, иллюстрации на тему «вода».
Предисловие:
Эксперимент целесообразно проводить в подгруппах не более 10 человек. Детей одевают в белые халаты и размещают за столами. Чтобы экспериментальная работа была результативной необходимо:
- перед проведением опыта сформулировать цель;
- вместе с детьми найти пути ее достижения;
- любой опыт включает специально организованные наблюдения;
- после завершения опыта необходимо привлечь детей к формулированию вывод о его результатах;
- необходимо провести параллель между результатами эксперимента и реальным жизненным опытом детей.
Ход образовательной деятельности.
Беседа.
Воспитатель: Ребята, эти иллюстрации помогут вам вспомнить, какой бывает вода на нашей планете.
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, вода в море – морская, в океане – океаническая, вода бывает в реках, озерах, родниках – речная, озерная, болотная. Какая это вода в отличие от соленой морской воды? Верно, пресная. Бывает вода питьевая. Вода для питься обязательно должна быть чистая. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами.
Опыт.
Воспитатель: В эти стаканчики я наливаю обычную питьевую воду из-под крана. Я делаю это для тог, чтобы вы мне помогли установить некоторые свойства воды. А теперь сквозь воду в стаканчике я посмотрю на наши игрушки, на ваши лица. Хорошо ли видны тем предметы, на которые я смотрю?
Дети высказывают свои мнения, вместе с воспитателем сами смотрят на предметы, формулируют одно из свойств воды – чистая вода прозрачная.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят у нас на столе. Обратите внимание на их форму. Еще у вас есть маленькие кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные стаканчики. Они остались такими же? Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Давайте перельем воду, которая есть в одном из ваших стаканчиков, в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите, вода у вас та же самая, а вот форма у нее стала другой.
Вместе с детьми воспитатель формулирует понятие о следующем свойстве: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если случайно выплеснуть немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей.
Воспитатель: Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. У меня на столе в разных сосудах находятся разные вещества. Постараемся определить, что это за вещества.
Воспитатель напоминает детям, что нужно соблюдать меры безопасности. Например, нельзя пробовать на вкус. Совместными усилиями определяют, что на столе находятся мука, соль, сахар, растительное масло, травяной настой мяты, ромашки.
Воспитатель: А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:
- соль, сахар быстро растворяются в воду, вода при этом остается прозрачной,
- мука, крахмал тоже растворяются, но вода становится мутной
- настои трав растворяются в воде и вода изменяет цвет
- растительное масло не растворяется в воде, плавает на ее поверхности
Воспитатель: А теперь попробуем нашу воду очистить. Самый простой фильтр сделаем из фильтрованной бумаги и вложим в воронку.
По окончании процесса сделаем выводы:
- масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде;
- после фильтрования крахмала и муки раствор мутный, в нем остались мелкие частички;
- хуже всего отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из Москвы-реки. Но можно ли пить такую воду? Верно, нет. Потому что в ней могут встречаться частички грязи, водоросли, микробы. Поэтому воду очищают с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, на специальных водоочистительных станциях. И только потом она попадает в водопровод. Ею можно умываться, поливать цветы, варить из нее суп, компот. Но даже такую отфильтрованную, очищенную от грязи воду, нельзя пить прямо из-под крана. В ней еще могли остаться микробы, которые благодаря своим микроскопическим размерам, прошли через фильтры. Уничтожить такие микробы может только высокая температура, поэтому воду нужно нагреть, прокипятить. И только после этого ее можно пить.