Конспект

открытого комплексного занятия

для детей средней группы на тему:

«Перелетные птицы. Скворец»

 Автор-составитель:

воспитатель МДОУ –

д/с № 58 «Радость»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район

Московской области

Галышева В. В.

 апрель 2011 г.


Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.

 Программное содержание:

Образовательные задачи:

- продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;

- закреплять знания детей о птицах, строении их тела.

Развивающие задачи:

- развивать интерес к изучению жизни птиц.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к родной природе, доброе бережное отношение к пернатым друзьям.

 Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулки;

- чтение художественной литературы о птицах, о приметах весны, разучивание стихотворений о весне;

- прослушивание аудиокассет с записью голосов птиц;

- рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

- проведение дидактических игр «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Чьи детки», «Рассели птиц»;

- проведение подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Кто где живет?»;

- аппликация «Скворечник»

 Оборудование:

- фланелеграф;

- демонстрационный материал «Птицы»;

- шапочки птиц;

- чемоданчик с загадками о птицах;

- детали картины о весне (солнце, проталины с первой травкой, птицы, деревья с почками и т.п.)

- бумага различных цветов и формы, квадратная черная бумага на каждого ребенка;

- пооперационная карта оригами «скворец»

 Ход занятия

Дети и воспитатель стоят на ковре в кругу.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят по крышам капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, это весна. Какие молодцы, быстро догадались, значит были внимательными. А кто сам может прочитать стихотворение о весне?

Дети по желанию читают стихи.

Воспитатель: Ребята, давайте назовем, какие изменения происходят в природе весной, вспомним приметы весны.

Дети называют приметы, воспитатель выкладывает «картину о весне» на фланелеграфе, либо выкладывают дети при небольшой помощи воспитателя.

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на прогулку в весенний лес.

Физкультминутка.

Дети поворачиваются друг за другом, идут по кругу и выполняют движения.

Собирайся, детвора,                        Хлопают в ладоши.

Весна зовет: «Гулять пора!»

Будем по лесу гулять,                      Шагают.

Светлым воздухом дышать.                       Вдох, выдох.

На носочках по тропинке               Ходьба на носочках.

Друг за другом мы пойдем.

В маленькие лужицы                      Ходьба с высоким подниманием колен.

Не наступим, обойдем.

Встали ели на пути,                        Ходьба змейкой.

Нам их нужно обойти.

Идите, дети, осторожно,

О елки уколоться можно.

Вот сороки пролетели,

Им, сорокам, не до сна!

Трещат сороки-белобоки:

-- Идет весна! Идет весна!

За весною мы пошли,

На полянку мы пришли!

Воспитатель: Вот мы и пришли в лес, садитесь на стульчики. Отдохнем и послушаем, как поют птицы.

Фонограмма «Пение птиц».

Воспитатель: Весной все оживает, просыпается. Но самое главное чудо, которое происходит в природе – это то, что именно весной к нам из теплых стран возвращаются пернатые друзья. Кто же это, пернатые друзья?

Дети: Птицы.

Воспитатель: А почему их называют пернатыми?

Дети: У птиц тело покрыто перьями.

Воспитатель: А почему их называют друзьями?

Дети: Птицы поедают вредных насекомых, они поют песни и радуют нас.

Воспитатель: Вспомните и скажите, как называют птиц, которые на зиму улетают на юг, а весной возвращаются к нам.

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: А кто скажет, кто знает, почему они улетают?

Дети: Нет еды, перелетные птицы питают насекомыми, а они с первыми морозами прячутся.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы узнаем с вами, какие птицы прилетели в наш лес. Посмотрите, какой у меня чемоданчик, он не простой, а волшебный. Если правильно отгадает загадку, то из чемоданчика появятся птички. Слушайте загадку:

 

Прилетела к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

На шесте дворец,

А во дворце – певец. (скворец)

Кто без нот и без свирели,

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней,

Кто же это… (соловей).

Пестрая крякуша,

Ловит лягушек. (утка)

Черный, проворный,

Кричит: «Крак»,

Червякам враг. (грач)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет: «Ку-ку! Ку-ку!»

    (кукушка)

Красный клюв

И пестрый хвост,

Как красив

Поющий… (дрозд)

 

По мере отгадывания загадок на доску выставляются иллюстрации с изображением птиц.

Воспитатель: О ком были загадки?

Дети: О птицах.

Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, что есть у всех птиц?

Дети называют части тела птицы, воспитатель выкладывает части птицы на фланелеграф.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Возьмите с доски изображение понравившейся птички.

Подвижная игра «Найди свое гнездо»: дети по сигналу воспитателя ищут гнездо:

Раз, два, три…

Птичка, в гнездышко лети!

Дети возвращаются на стульчики.

Воспитатель: Одним из первых весной появляется скворец. Взгляните внимательно на эту картинку. Расскажите, какой он, скворец?

Дети: скворец весь черный, клюв острый, грудка в белую блестящую крапинку, хвост короткий.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?

Дети: Свить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.

Воспитатель: Скворцы не вьют гнезда. Они предпочитают селиться в дуплах или в специальных домиках. Кто знает, как называется домик для скворца?

Дети: Скворечник.

Воспитатель: А кто строит скворечник, люди или скворцы?

Дети: Люди.

При наличии времени воспитатель может рассказать детям об устройстве скворечника.

Воспитатель: Кого выводят скворцы с воем птичьем домике?

Дети: Птенцов.

Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про скворчат.

Динамическая пауза – пальчиковая игра «Скворчата»:

Из скворечника торчат        Ладошки вертикально поставлены друг к другу,

мизинцы прижаты как «лодочка», большие пальцы

загнуты внутрь.

Клювы маленьких скворчат  Пальцы обеих рук в щепотке.

Клювик раз, клювик два       «Открывают клювики».

Лапка, лапка, голова.            Выставляют по очереди вперед правую, левую ногу

 качают головой.

Воспитатель: Ой, скворчата разлетелись, кто куда! Вот семья скворцов расстроится! Ребята, может мы можем помочь им?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте сделаем скворчат.

Оригами «Скворец».

Воспитатель: Из чего будем делать скворчат?

Дети: Из бумаги черного цвета.

Воспитатель: Нам понадобится квадратный кусок бумаги черного цвета.

Дети подходят к столу, где на подносе лежит бумага разных цветов и разной формы. Выбирают «правильную» бумагу, садятся за столы и под руководством воспитателя с помощью пооперационной карты выполняют оригами «скворец», затем заселяют скворечники, сделанные заранее.

© Tobi

Бесплатный хостинг uCoz