Конспект
открытого комплексного занятия
для детей средней группы на тему:
«Перелетные птицы. Скворец»
Автор-составитель:
воспитатель МДОУ –
д/с № 58 «Радость»
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район
Московской области
Галышева В. В.
апрель 2011 г.
Цель: ознакомление дошкольников с окружающим миром природы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;
- закреплять знания детей о птицах, строении их тела.
Развивающие задачи:
- развивать интерес к изучению жизни птиц.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к родной природе, доброе бережное отношение к пернатым друзьям.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулки;
- чтение художественной литературы о птицах, о приметах весны, разучивание стихотворений о весне;
- прослушивание аудиокассет с записью голосов птиц;
- рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
- проведение дидактических игр «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Чьи детки», «Рассели птиц»;
- проведение подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Кто где живет?»;
- аппликация «Скворечник»
Оборудование:
- фланелеграф;
- демонстрационный материал «Птицы»;
- шапочки птиц;
- чемоданчик с загадками о птицах;
- детали картины о весне (солнце, проталины с первой травкой, птицы, деревья с почками и т.п.)
- бумага различных цветов и формы, квадратная черная бумага на каждого ребенка;
- пооперационная карта оригами «скворец»
Ход занятия
Дети и воспитатель стоят на ковре в кругу.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят по крышам капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Какие молодцы, быстро догадались, значит были внимательными. А кто сам может прочитать стихотворение о весне?
Дети по желанию читают стихи.
Воспитатель: Ребята, давайте назовем, какие изменения происходят в природе весной, вспомним приметы весны.
Дети называют приметы, воспитатель выкладывает «картину о весне» на фланелеграфе, либо выкладывают дети при небольшой помощи воспитателя.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю на прогулку в весенний лес.
Физкультминутка.
Дети поворачиваются друг за другом, идут по кругу и выполняют движения.
Собирайся, детвора, Хлопают в ладоши.
Весна зовет: «Гулять пора!»
Будем по лесу гулять, Шагают.
Светлым воздухом дышать. Вдох, выдох.
На носочках по тропинке Ходьба на носочках.
Друг за другом мы пойдем.
В маленькие лужицы Ходьба с высоким подниманием колен.
Не наступим, обойдем.
Встали ели на пути, Ходьба змейкой.
Нам их нужно обойти.
Идите, дети, осторожно,
О елки уколоться можно.
Вот сороки пролетели,
Им, сорокам, не до сна!
Трещат сороки-белобоки:
-- Идет весна! Идет весна!
За весною мы пошли,
На полянку мы пришли!
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес, садитесь на стульчики. Отдохнем и послушаем, как поют птицы.
Фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Весной все оживает, просыпается. Но самое главное чудо, которое происходит в природе – это то, что именно весной к нам из теплых стран возвращаются пернатые друзья. Кто же это, пернатые друзья?
Дети: Птицы.
Воспитатель: А почему их называют пернатыми?
Дети: У птиц тело покрыто перьями.
Воспитатель: А почему их называют друзьями?
Дети: Птицы поедают вредных насекомых, они поют песни и радуют нас.
Воспитатель: Вспомните и скажите, как называют птиц, которые на зиму улетают на юг, а весной возвращаются к нам.
Дети: Перелетные птицы.
Воспитатель: А кто скажет, кто знает, почему они улетают?
Дети: Нет еды, перелетные птицы питают насекомыми, а они с первыми морозами прячутся.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы узнаем с вами, какие птицы прилетели в наш лес. Посмотрите, какой у меня чемоданчик, он не простой, а волшебный. Если правильно отгадает загадку, то из чемоданчика появятся птички. Слушайте загадку:
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
На шесте дворец,
А во дворце – певец. (скворец)
Кто без нот и без свирели,
Лучше всех выводит трели?
Голосистее, нежней,
Кто же это… (соловей).
Пестрая крякуша,
Ловит лягушек. (утка)
Черный, проворный,
Кричит: «Крак»,
Червякам враг. (грач)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку! Ку-ку!»
(кукушка)
Красный клюв
И пестрый хвост,
Как красив
Поющий… (дрозд)
По мере отгадывания загадок на доску выставляются иллюстрации с изображением птиц.
Воспитатель: О ком были загадки?
Дети: О птицах.
Воспитатель: Давайте, ребята, вспомним, что есть у всех птиц?
Дети называют части тела птицы, воспитатель выкладывает части птицы на фланелеграф.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Возьмите с доски изображение понравившейся птички.
Подвижная игра «Найди свое гнездо»: дети по сигналу воспитателя ищут гнездо:
Раз, два, три…
Птичка, в гнездышко лети!
Дети возвращаются на стульчики.
Воспитатель: Одним из первых весной появляется скворец. Взгляните внимательно на эту картинку. Расскажите, какой он, скворец?
Дети: скворец весь черный, клюв острый, грудка в белую блестящую крапинку, хвост короткий.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной?
Дети: Свить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.
Воспитатель: Скворцы не вьют гнезда. Они предпочитают селиться в дуплах или в специальных домиках. Кто знает, как называется домик для скворца?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: А кто строит скворечник, люди или скворцы?
Дети: Люди.
При наличии времени воспитатель может рассказать детям об устройстве скворечника.
Воспитатель: Кого выводят скворцы с воем птичьем домике?
Дети: Птенцов.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про скворчат.
Динамическая пауза – пальчиковая игра «Скворчата»:
Из скворечника торчат Ладошки вертикально поставлены друг к другу,
мизинцы прижаты как «лодочка», большие пальцы
загнуты внутрь.
Клювы маленьких скворчат Пальцы обеих рук в щепотке.
Клювик раз, клювик два «Открывают клювики».
Лапка, лапка, голова. Выставляют по очереди вперед правую, левую ногу
качают головой.
Воспитатель: Ой, скворчата разлетелись, кто куда! Вот семья скворцов расстроится! Ребята, может мы можем помочь им?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте сделаем скворчат.
Оригами «Скворец».
Воспитатель: Из чего будем делать скворчат?
Дети: Из бумаги черного цвета.
Воспитатель: Нам понадобится квадратный кусок бумаги черного цвета.
Дети подходят к столу, где на подносе лежит бумага разных цветов и разной формы. Выбирают «правильную» бумагу, садятся за столы и под руководством воспитателя с помощью пооперационной карты выполняют оригами «скворец», затем заселяют скворечники, сделанные заранее.