Конспект
проведения литературной викторины
для детей подготовительной к школе группы № 7 на тему:
«ТВОРЧЕСТВО С.Я. МАРШАКА И
К.И. ЧУКОВСКОГО»
Автор-составитель:
воспитатель МДОУ –
д/с № 58 «Радость»
Логинова Е.В.
г. Люберцы, апрель 2011 г.
Цель:
-воспитывать интерес к творчеству писателей К.И. Чуковского и С.Я. Маршака.
Задачи:
-закреплять знание произведений этих авторов, вызывать интерес, любознательность, отклик к их произведениям;
-учить детей работать в коллективе дружно, уметь договариваться между собой, сопереживать своим товарищам;
-развивать зрительное и слуховое внимание, память и речь детей.
- активизировать словарь.
Предварительная работа:
- чтение произведений К.И. Чуковского: «Тараканище», «Мойдодыр», «Елка» и др;
- чтение произведений С."Я. Маршака: «Рассказ о неизвестном герое», «Почта», «Усатый-полосатый» и др ;
- рассматривание книг, иллюстраций этих произведений;
Материалы и оборудование: книги, сборники произведений С.Я. Маршака и К.И. Чуковского, портреты детских писателей, картинки-иллюстрации к произведениям, «Чудесный мешочек», карточки с заданиями, , 2косынки, рисунок на ватмане: почтальон без сумки, котенок без хвоста (сумка и хвост прилагаются); загадки по произведениям (в плане занятия), материал для аппликации по кол-ву детей.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель. Ребята ,мы с вами читали много произведений. Это сказки, стихи, рассказы. А вы знаете, кто это все написал для детей? ( ответы детей) Правильно написали все эти произведения для вас писатели. Скажите, каких писателей вы знаете? (ответы детей). Сегодня мы с вами вспомним произведения Корнея Ивановича Чуковского и Самуила Яковлевича Маршака. (стук в дверь) .Ребята к нам кто то пришел в гости.
Звучит музыка.(Т. Морозова «Бабка Ежка») влетает Баба Яга.
Баба Яга. Куда я прилетела? Где я?.
Воспитатель . Подождите ,подождите сначала надо поздороваться.
Баба Яга. Здравствуйте , ребята. А вы меня узнали? ( ответы детей) Правильно, я Бабка Ежка.
Я из сказочной страны,
Вы понять меня должны.
Наизусть все сказки знаю,
Лишь немного забываю.
Буду верным другом я.
Помогите мне друзья.
Воспитатель .Ребята поможем… ……(ответы детей)
Отгадывание стихов по отрывкам. Отрывки читает Баба Яга.
Дети называют фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения
Мы сегодня вдвоем с соловьем
Чудесную песню Споем. («Телефон». К.И. Чуковский)
Вот тебе под ушки, белые подушки.
(«Усатый-полосатый» С.Я. Маршак)
...Нет, твой голос нехорош —
Слишком громко ты поешь!
(«Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак)
- Засмеялись бы на елочке Матрешки,
И захлопали б от радости в ладошки.
(«Елка». К.И. Чуковский) .
Воспитатель. Ребята вы справились с заданием все вмести, а теперь попробуем разделиться на 2 команды.
Баба Яга. Я вам помогу. У меня есть чудесный мешочек.
Формирование команд:
Дети делятся на две команды с помощью жребия (вытаскивают из «Чудесного мешочка» рисунки предметов: письма и полотенца - по количеству детей). Команды называются: «Мойдодыр» и «Почтальон».
Задание I
Представление команд.
Воспитатель. Ребята, а в каком произведении говорится о полотенце (ответы детей «Мойдодыр»),а про письмо (ответы детей «Почтальон»).
(чтение отрывка из этих произведения писателей)
Выбери своего автора.
Выставляются 5—6 портретов детских писателей и поэтов. Членам команды выбрать своего автора.
Задание 2. Отгадай произведение по фрагменту. Дети должны назвать автора и произведение. Отрывки читают по очереди воспитатель и Баба- Яга.
1.В гостях медведь,
нельзя реветь,
нельзя грубить и чваниться
знакомым надо кланяться.
(С.Я.Маршак « Урок вежливости»).
2. И вывихнуто плечико
у бедного кузнечика;
Не прыгает,
не скачет он,
А горько-горько плачет он.
(К.И. Чуковский, «Пожар»)
3.На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела.
И кофе пила.
(С.Я, Маршак. «Пудель»)
4. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка ,
Ускакала от меня.
(К,И. Чуковский. « Мойдодыр»)
5.Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
—Не зальешь огня слезами,
Мы водой потушим пламя...
(С.Я. Маршак. «Пожар») .
6.А лисички,
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
(К.И. Чуковский. «Путаница»)
7.«Эй, не стойте слишком близко —
Я тигренок, а не киска!»
(С.Я. Маршак, «Детки в клетке»)
8. Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик.
(К.И. Чуковский. «Муха -цокотуха»)
Воспитатель. Молодцы. Все произведения угадали.
Баба Яга. Что-то я засиделась, надо косточки размять. Давайте ребята вместе со мной потанцуем.( звучит музыка Т. Морозовой «Бабка Ежка», дети повторяют движения за Бабой –Ягой.).
Хорошо, теперь садитесь. Есть для вас еще задание. Нужно отгадать героя произведения. Отрывки читают по очереди воспитатель и Баба- Яга.
Задание 3. Отгадай героя произведения.
1.Стала петь мышонку ...
Не услышал он ни звука:
Разевает ... рот,
А не слышно, что поет... (Щука)
2. ... сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку. (Дама)
3. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? (Почтальон)
4. Вот и стал ... победителем,
И лесов и полей повелителем,
Покорилися звери усатому... (Таракан)
5. Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду. (Человек рассеянный)
6. Про кого так говорили?
«..,Не любила нас она, Била, била нас она,
Запылила, закоптила, Загубила нас она!» (Федора)
7. Кто так говорил?
«О, я буду добрей! Полюблю я детей!
Не губите меня! Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!» (Бармалей)
8. Как помчался он вприпрыжку,
Карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать... (Усатый-полосатый котенок)
Задание 4. Вопрос — ответ.
Воспитатель. Теперь я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать.
Баба Яга. А можно я буду помогать?
Воспитатель. Конечно. ( Баба Яга мешает детям, отвечая неправильно на вопросы).
1. Что убежало от грязнули Федоры в стихотворении «Федориногоре»?
а) дом, б) тараканы, в) посуда.
2. Кто жил на улице Бассейном?
а) человек ленивый, б) человек рассеянный, в) человек веселый.
3. В стихотворении «Багаж» чье место было потеряно
а) дивана, б) картины, в ) маленькой собачонки.
4. Кто был у девочки: серый, усатый, весь полосатый?
а) тигренок, б) зайчонок, в) котенок.
5. Кого испугались храбрые портные?
а) таракана, б) улитку, в) Бармалея.
6. Сколько человек скушал Робин Бобин Барабек?
а) сорок. б) сто, в) много.
7. Ученик учил уроки, у него в чернилах... ?
а) щеки, б) уши, в) руки.
8.Что проглотил зубастый крокодил?
а) луну, б) солнце, в) звезды.
Баба Яга. Молодцы! Я с вами пошутила, хотела вас немного повеселить. Ребята, а кто хочет из вас прочитать любимые произведения, не все конечно произведение, а отрывок. ( чтение наизусть)
Задание 5.
Воспитатель. Ребята, у нас на доске ( дети подходят к доске) есть рисунки, посмотрите кто это?(ответ детей).Правильно котенок и почтальон. А что с ними с ними случилось?( ответ детей). Нет хвоста у кота и сумки у почтальона. Давайте посчитаемся, кто пойдет, исправит ошибку. (считалку читают дети, в конкурсе принимает участие Баба –Яга).
Конкурс «Надень сумку почтальону» или «Прилепи хвост коту».
Нарисован почтальон (кошка), дети с закрытыми глазами прикладывают сумку (хвост) с липучкой к картинке.
Задание 6 . Аппликация.
Баба Яга. Ребята мне очень нравиться вот этот отрывок (поет):
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои»
Я даже знаю, что это Федора из «Федориного горя». Мне её очень жалко. Ведь пока её посуда скакала по полям и болотам, вся разбилась. А Федора очень любит пить чай. Давайте мы ей поможем. Садитесь за столы и сделайте для Федоры подарки. У вас есть блюдца и чашки. Украсьте их цветами. Федора будет рада (дети садятся за столы и выполняют аппликацию).
Баба Яга (после выполнения аппликации): Молодцы. У вас у всех получились очень красивые чашки и блюдца.
Воспитатель. Мы сегодня с вами вспомнили о прекрасных писателях Корнее Ивановиче Чуковском и Самуиле Яковлевиче Маршаке. Меня порадовало, что вы знаете их произведения, а главное, дружно работаете в команде, помогаете друг другу. В этой игре победила дружба. Молодцы!
Баба Яга. Спасибо ребята, вы мне очень помогли и я больше не буду путать сказки.
У меня для вас есть маленький сюрприз.
« А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит
Словно жар горит.»
(Баба- Яга и воспитатель вносят самовар и угощение , угощают детей чаем) .